Тема произведения характерна для раннего русского импрессионизма – поэтическое погружение человека в мир природы.
Я написал это полотно летом 1888 года в Жуковке на Клязьме, где гостил у Поленовых. В процессе работы были созданы подготовительные натурные этюды и эскизы.
Для мужского персонажа позировали В.Д.Поленов и я сам, для женского – талантливая художница М.В.Якунчикова и ее сестра В.В.Якунчикова, увлекавшаяся декоративным искусством.
В этой работе вода написана вполне традиционно. Импрессионистическая динамика композиции соединяется с гладкостью письма. Лишь масса листвы в золотых бликах и легкость мазков, которыми написана узорчатая кофточка девушки, свидетельствуют о попытке передать пленэрную подвижность среды.
Обе фигуры размещены на основных диагоналях композиции, что подчеркивает их статичность. Они объединены меланхолическим молчанием, рождающим созвучие душ. Оба человека охвачены одними и теми же переживаниями. Прекрасный летний день как бы контрастирует с ними, словно лодка отделяет влюблённых от всего остального.
Колористическим камертоном в картине служит желтый цвет лодки, ассоциирующийся с цветом освещенного солнцем песка. Он образует звучное сочетание с синим пятном юбки девушки. Рядом с нейтрально написанным мужским персонажем ее фигура выделена светом и является эмоциональным фокусом композиции.